Всемирная организация здравоохранения заявила о росте проблемы нездорового отношения подростков к проведению времени онлайн. Об этом говорится в новом отчете Европейского регионального бюро ВОЗ.
В отчете говорится о резком росте показателей проблемного использования социальных медиа подростками — с 7% в 2018 году до 11 % в 2022 году. Для 12% подростков актуален риск проблемного поведения в отношении цифровых игр.
В исследовании приняли участие почти 280 тыс. детей и подростков в возрасте 11, 13 и 15 лет в Европе, Центральной Азии и Канаде (в общей сложности 44 страны и региона).
Пресс-служба Минздрава Кыргызстана поделилась основными выводами исследования:
• У 11% подростков наблюдаются признаки проблемного поведения в отношении социальных медиа: они не в состоянии контролировать их использование, что влечет за собой негативные последствия. Среди девочек проблемное использование социальных медиа распространено выше, чем среди мальчиков (13% и 9%, соответственно).
• Более трети (36%) молодых людей сообщали, что постоянно поддерживают контакты с друзьями онлайн (самый высокий показатель (44%) отмечается среди 15-летних девушек).
• Одна треть (34%) подростков ежедневно играют в цифровые игры, и 22% подростков могут проводить за этим занятием не менее четырех часов в день (в те дни, когда им разрешается играть).
• Риску проблемного поведения в отношении игр подвержены 12% подростков, причем это более характерно для мальчиков, чем для девочек (16% и 7%, соответственно).
Проблемное использование социальных медиа определяется в докладе как модель поведения, характеризующаяся симптомами зависимости. К таким симптомам относится неспособность контролировать использование социальных медиа, абстинентный синдром при прекращении их использования, отказ от других занятий в пользу социальных медиа и негативные последствия их чрезмерного использования для повседневной жизни.
Последствия роста проблемного использования социальных медиа
В отчете говорится, что рост проблемного использования социальных медиа среди подростков вызывает серьезную обеспокоенность по поводу его потенциальных последствий для молодых людей.
По данным проведенных ранее исследований, это сопровождается снижением психологического и социального благополучия и более высокими показателями употребления психоактивных веществ по сравнению с людьми, которые ответственно пользуются социальными медиа или же не используют их в принципе. Эта тенденция способна привести к далеко идущим последствиям для развития подростков и их здоровья в долгосрочной перспективе. Более того, проблемное использование социальных медиа ассоциирует со снижением продолжительности сна и более поздним отходом ко сну, что может влиять на общее состояние здоровья подростков и их академическую успеваемость.
Положительные аспекты использования социальных медиа
В докладе в первую очередь говорится о рисках, связанных с социальными медиа, но также отмечаются и положительные аспекты их ответственного использования. Подростки, которые пользуются социальными медиа активно, но при этом ответственно, говорят о более высоком уровне поддержки со стороны сверстников и крепких социальных связях.
Тенденции в отношении цифровых игр и их последствия
В отчете говорится, что 34% подростков играют в цифровые игры каждый день, и 22% проводят за игрой не менее четырех часов в те дни, когда им разрешается играть. Тогда как 68% подростков не испытывают проблем с цифровыми играми, для 12% характерно проблемное поведение.
Целенаправленные вмешательства
Меры по профилактике проблемного использования социальных медиа должны соответствовать возрасту целевых групп, на которые они направлены, и учитывать гендерные аспекты и культурные особенности. Они прежде всего должны помогать молодым людям повысить уровень цифровой грамотности, пропагандировать здоровое поведение в интернете и обеспечивать поддержку для тех, кому угрожает риск формирования проблемного поведения в отношении социальных медиа.
Дорожная карта для действий
Европейское региональное бюро ВОЗ, которое работает со странами Европы и Центральной Азии, призывает разработчиков политики, педагогов и медицинских работников в приоритетном порядке уделять внимание цифровому благополучию подростков и предпринять следующие шаги:
Вкладывать средства в создание в школах условий, способствующих укреплению здоровья, что предполагает и повышение цифровой грамотности учащихся. Реализовать в школах обоснованные научными данными программы по ответственному и безопасному использованию социальных медиа, развитию навыков критического мышления и формированию здорового отношения к онлайн играм.
Улучшать услуги по охране психического здоровья. Обеспечить доступ к конфиденциальным, без осуждающего отношения и доступным по цене услугам по охране психического здоровья, в том числе в связи с проблемным использованием цифровых технологий.
Стимулировать открытый диалог. Поощрять обсуждение цифрового благополучия в семье, в школе и на уровне местных сообществ, в целях противодействия стигматизации и повышения осведомленности населения.
Обучать педагогов и медицинских работников. Обеспечить специальную подготовку для педагогов и медицинских работников, чтобы они могли эффективно и в соответствии с принципом инклюзивности повышать цифровую грамотность детей и подростков и оказывать им необходимую поддержку.
Обеспечить ответственность платформ. Обеспечить соблюдение цифровыми платформами и социальными медиа требований, касающихся возрастных ограничений, и создать нормативную базу, которая будет стимулировать ответственный подход к разработке цифровых инструментов для детей и подростков.